А При Дороге: От ЗиЛа К КамАЗу

15 февраля 2012 г.

От ЗиЛа К КамАЗу

Многие, посмотрев на эту фотографию, безошибочно идентифицируют на ней КамАЗ. Но почему на кабине буквами выложено ЗИЛ? Дело в том, что проектирование, изготовление и испытание опытных КамАЗов происходили на Московском автомобильном заводе им. Лихачёва.
    Эта история берёт своё начало в конце 60-х годов прошлого века. В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР №1084 от 16 ноября 1967 года перед советскими автомобилестроителями была поставлена задача по созданию новых грузовых автомобилей, не уступающих мировым аналогам. Весной 1968 года приказом по  Министерству автомобильной промышленности, на ЗиЛ была возложена задача по созданию семейства большегрузных дизельных трёхосных грузовиков-тягачей и подготовке их производства на новом месте. 3 Апреля 1969 года вышел приказ Министерства автомобильной промышленности, поручавший Ярославскому моторному заводу разработать для этих автомобилей силовые агрегаты на основе четырёхтактных двигателей мощностью 150-200 л.с.


   К этому времени на ЗиЛе уже были наработки по созданию грузовика с кабиной расположенной над двигателем. Это был ЗиЛ-Э169А, конструктора уже тогда проектировали замену капотному ЗиЛ-130, разработка которого шла полным ходом. В то же время разработка бескапотников велась на Ульяновском, Горьковском, Кутаисском и Минском автозаводах.
  В декабре 1964 года был изготовлен опытный образец ЗиЛ-Э169А, базировавшийся на шасси ЗиЛ-130, но имевший большие грузовместимость и грузоподъёмность и независимую переднюю подвеску.
 
      В 1965 году ЗиЛ-169 отправляют на испытания, в том числе и по горам Кавказа. К 1969 году автомобиль был полностью испытан и рекомендован к производству. Но в серию он не пошёл, так как к тому времени его дизайн уже устарел. Конструкторами был предложен новый облик, который получил индекс ЗиЛ-170.
     В это время вышло то самое постановление, упомянутое мною в начале статьи, началось строительство КамАЗа. Бескапотники разрабатывались именно для этого производства. Под индексом ЗиЛ-169 стали проектировать другую машину, в которой вернулись к капотной компоновке.
   По техническому заданию семейство перспективных грузовиков состояло только и трёхосных моделей, включая в себя бортовой автомобиль(в последствии КамАЗ 5320), седельный тягач(КамАЗ 5410), самосвал с задней разгрузкой(КамАЗ 5510) и полноприводный внедорожник(КамАЗ 4310), седельный тягач на его базе и другие модификации.

       С самого начала работ, было решено, что все модели будут максимально унифицированы: по двигателю, КПП, управляющим и ведущим мостам, кабине. Первый автомобиль семейства ЗиЛ-170, это был седельный тягач, был построен в 1968 году. Далее, в конце 1969 года, в экспериментальном цехе были построены бортовой ЗиЛ 5320, два бортовых ЗиЛ 53202 с увеличенной колёсной базой, и два ЗиЛ 5510, самосвалы.
      На Ярославском моторном заводе были построены и испытаны на стенде образцы дизельного двигателя ЯМЗ-6Э641 и КПП ЯМЗ-Э141. Испытания, проходившие в течении всего 1970 год, выявили недостатки силовой установки, и её отправили на доработку в Ярославль. Усовершенствованный двигатель получил индекс ЯМЗ-740.

      В 1969 году был заложен первый камень в строительство Камского Автомобильного Завода.

   На первых автомобилях семейства красовался знак ЗиЛа, но есть легенда, что А.Н.Косыгин, посетивший в 1970 году выставку автотехники на ВДНХ, распорядился заменить его на эмблему Камского завода, которой тогда ещё не существовало. Поэтому на облицовке радиатора из отдельных букв сложили слово КАМАЗ.
    Автомобили нового семейства прошли суровые и доскональные испытания: лабораторно-дорожные, в режиме городского движения, внедорожные, на полигоне НАМИ. Испытания проводились в Тюменской области, Забайкалье, Подмосковье, в пустыне близ Красноводска, по грунтовым дорогам Таджикистана, в условиях низких температур в районе  Читы. Температура окружающей среды за весь период межведомственных испытаний находилась в пределах от -42 до +44 градусов по Цельию.

    В общей сложности, пробег всех 40 опытных образцов, транспортных(6x4) и полноприводных(6x6), за время заводских и приёмочных испытаний составили 4,5 млн. км.
     Во время работы над новым семейством автомобилей, конструкторам и технологам ЗиЛа поручили использовать самые современные на то время технические решения. Это одна из составляющих того, что автомобиль, пусть и со многими изменениями, до сих пор находится на конвейере(Да, да, да, я не забыл, на минутку закроем глаза на российские реалии).
    Вот основные, принципиально новые решения, использованные на ЗиЛ-170: компоновка с переднеопрокидываемой комфортабельной кабиной, в том числе со спальником; V-образный дизельный двигатель; многоступенчатая механическая трансмиссия для автопоездов; сцепление с пневматическим усилителем; комбинированная тормозная система, отвечающая международным требованиям; и многое другое, даже такая мелочь, как шнуровка тента, удовлетворяющая международные требования TIR. 
     16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера, работающего ещё пока в пуск-наладочном режиме, сошли первые 5 автомобилей КамАЗ 5320.
       На этом заканчивается история автомобиля ЗиЛ-170, и начинается наиогромнейшая история легендарных КАМАЗОВ!
Эт
Понравилась статья? Кинь к себе на страничку:

1 комментарий:

  1. Сделаю необходимое замечание: на фото №1 и №12 запечатлён двухосный грузовик, это ЗиЛ-175. КамАЗы такой компоновки появились на конвейере уже в современной России

    ОтветитьУдалить