В истории ралли Дакар имя DAF занимает почётное место. Это имя связано с одной из технических революций ралли - двухмоторные грузовики. Основатель всем нам известной De Rooy Team, Ян Де Рой выступал (и выигрывал Дакар) как раз за DAF.
Историю выступления заводской команды DAF вы прочтёте под катом.
Историю выступления заводской команды DAF вы прочтёте под катом.
Словно какие-то монстры древнейших времен они постепенно росли, развивались, крепли, становились все сильнее и страшнее...
Однако настал день, когда они вымерли. И теперь нам остается только вспоминать о них с благоговением: «Был помнится такой автомобиль DAF Turbo Twin...»
Семь лет успехов
Ралли-рейдовая программа компании DAF продолжалась восемь лет - с 1981 по 1988 год. И в первые семь лет команде удавалось добиваться успехов, попутно серьезно совершенствуя и модернизируя технику.
В 1981 году на старт ралли-рейда «Париж - Дакар» вышел грузовик DAF, на борту которого было написано гордое имя «Mighty Mac» («Могучий Мак»). Только вот «могучего» в нем особо-то ничего и не было - машина практически ничем не отличалась от серийного DAF 1800. Пилотом машины был... нет, не Ян де Роой, как ошибочно думают многие.
За рулем грузовика сидел Тойне ван Влиет. К сожалению, дебют был омрачен травмой штурмана Хенка Тийсена, который сломал руку после неудачного приземления. На этом гонка для «Могучего Мака» была закончена.
В следующем году в ралли-рейде стартовали уже два грузовика DAF модели N2800 капотной компоновки. Кличка у машины была соответствующая - «De Neus» («Нос»). 17-тонный грузовик был оснащен двигателем мощностью 310 л.с. Экипаж впервые выступавшего здесь Яна Де Рооя выиграл «Дакар» в категории тяжелых грузовиков (более 10 тонн), а пересевший за руль прошлогодний штурман Хенк Тийсен сошел с дистанции.
Однако успех экипажа Де Роя не стал поводом, для продолжения использования грузовика капотной компоновки в качестве базы для постройки раллийного автомобиля. В 1983 году Де Роой выступает на DAF 3300 по кличке «Чемодан» с кабиной над двигателем. И именно с этой машины начинается эра «турботвинов», ведь следующие пять лет DAF строил гоночных монстров на базе «три тысячи трехсотой» модели.
В 1984 году на старт ралли-рейда впервые вышел двухмоторный DAF - первый из пяти модификаций гоночных грузовиков с двумя моторами. Машина, получившая ласковое прозвище «Двухголовый монстр», выглядела невероятно... забавно. Не мудрствуя лукаво над внешним обликом, создатели оснастили ее двумя кабинами! Ну правильно - ведь двигателей два? Два. Значит и кабин будет две! Как вы понимаете, двигатели располагались продольно друг за другом. Суммарная мощность двух моторов составляла 700 л.с., что обеспечивало максимальную скорость в 160 км/ч. Годом позже «Двухголовый монстр» вновь принял участие в «Дакаре», но лишь в роли «быстрой технички» для экипажа «Быка»...
«Бык» - автомобиль образца 1985 года. Двухмоторный, но уже с одной-единственной кабиной - это решение позволило снизить массу машины почти на две тонны! Двигатели на этот раз стояли разные - один мощностью 420 л.с., второй выдавал 450 л.с. Техничка команды - прошлогодний «Двухголовый монстр» - претерпел определенные изменения, став внешне куда симпатичнее. Однако это не повлияло на результат - как и в прошлом году экипаж до финиша не добрался. Кстати, именно в этом году в качестве механика «быстрой технички» дебютировал Тео ван де Риит, которому позднее суждено пилотировать DAF X2, авария которого поставит крест на всей раллийной программе компании...
В 1986 году в чемпионате мира по классическому ралли царили болиды группы Б, однако их мощность терялась на фоне грузовика, который Ян Де Роой вывел на старт ралли «Париж - Дакар» 1986 года - DAF Turbo Twin. Два расположенных бок о бок двигателя общим 11.6 литра каждый и суммарной мощностью 1000 л.с. позволяли автомобилю, известному также, как «Стальной ТурбоТвин», развивать скорость в 200 км/ч! Однако безоговорочному лидерству Яна помешала поломка - Де Роой вынужден был сойти.
В конце 1986 года группу Б в чемпионате мира по ралли запретили, а в это время в Голландии команда DAF заканчивала создание новой версии гоночного грузовика под названием DAF Turbo Twin II или «Алюминиевый Турботвин». Именно этот автомобиль позволил Яну Де Роою в 1987 году наконец-то выиграть ралли-рейд «Париж - Дакар» в зачете грузовиков. Финишировавший вторым пилот команды Tatra Карел Лопраис(дядя Алеша проиграл Яну 14 с половиной часов. Стоит также отметить, что Де Роой занял 11 место в общем зачете.
1988 год - пик развития двухмоторных гоночных DAF. Команда подготовила два двухмоторных автомобиля - DAF X1 и DAF X2. «Икс-второй» представлял собой прошлогоднего «Турботвина» с другой аэродинамикой, а вот «Икс-первый» был полностью новым проектом. На эту машину установили два 11.5-литровых дизельных двигателя, каждый из которых был оснащен тремя турбонаддувами. Мощность каждого мотора составляла 600 л.с.
Суммарная мощность в 1200 л.с. позволяла 11-тонной громадине разгоняться до 240 км/ч. Именно на этом автомобиле Ян Де Роой мчался по пустыне на равных с лидерами общего зачета «Дакара-1988». Одному из операторов удалось заснять с вертолета, как DAF X1 на полной скорости обгоняет Peugeot 405 Turbo 16 лидера зачета легковых автомобилей Ари Ватанена - это видео до сих пор вызывает шок. Однако именно в восемьдесят восьмом эра «голландских динозавров» закончилась...
Последняя гонка
Ралли-рейд «Париж-Дакар» 1988 года начался для команды DAF, как потом оказалось, с мистического предзнаменования - во время пролога и на машине Яна де Рооя, и на машине Тео ван де Риита правые передние колеса слезали с дисков! По какому-то ужасному совпадению, именно на правое переднее колесо пришелся удар, ставший причиной трагической аварии второго экипажа команды.
Свой последний спецучасток «Djado-Arlit-Agadez» экипаж автомобиля DAF Turbo Twin X2 Ван де Риит/Ван Левезиин/Росс начал, занимая 15 позицию в общем зачете ралли-рейда. 8 января примерно в половину девятого утра машина на скорости около 160-170 км/ч въехала на участок с маленькими дюнами и стала на них подпрыгивать. На первых двух она взлетела и приземлилась на все четыре колеса, а вот на третьей DAF внезапно полетел с небольшим креном и врезался правым передним колесом в землю.
После удара грузовик покатился кувырком, сделав шесть полных оборотов. Экипаж, конечно же, был пристегнут ремнями, но крепились они непосредственно к самому сиденью, а удар оказался настолько сильным, что крепления не выдержали и кресла оторвались...
Во время кувырков, пилота Тео ван де Риита и механика Криса Росса сильно побило о внутренности кабины, однако они остались в кабине и это спасло им жизнь. А вот штурмана Левезиина выбросило из машины через лобовое стекло, как из катапульты. Он умер на месте...
Когда на место прибыла помощь, перед спасателями предстала ужасная картина. DAF лежал на левом боку, кабина была полностью разрушена, крыша была вскрыта, словно консервная банка, внутри кабины не осталось ни единой уцелевшей детали. Тело бедного Кееса ван Левезиина лежало в сорока метрах от автомобиля.
После того, как мир узнал о трагической аварии второго экипажа команды DAF, события стали развиваться с калейдоскопической быстротой. Руководство команды мгновенно снимает с гонки Яна Де Рооя (занимавшего на тот момент место в первой десятке «абсолюта»), после чего DAF объявляет об уходе из автоспорта. Как стало известно позднее, голландская фирма выдержала паузу в 10 лет - лишь в 1999 году в кольцевых автогонках на грузовиках появились седельные тягачи этой марки.
Оставшиеся не у дел гоночные грузовики были распределены между заводским музеем и транспортной компанией семьи Де Рооев. Яну были проданы «Двухголовый монстр» и «Бык», а вот X1, TurboTwin II и «Нос» остались в распоряжении завода. «Чемодан» был использован для постройки «Двухголового монстра», а вот судьба «Могучего Мака» попросту неизвестна. Остов же разбившегося в пустыне DAF X2 так и остался стоять в качестве памятника Кеесу ван Левезиину.
Де Роой оказался не слишком добросовестным хозяином - поначалу два его грузовика стояли вместе с остальными гоночными машинами в небольшом заводском музее компании DAF. Затем Ян забрал обе машины для того, чтобы использовать их... в свадебном кортеже на церемонии бракосочетания своего сына. Но после этого машины не вернулись в музей - якобы их место уже заняли и для них не осталось свободных площадей. Де Роой не стал печалиться, а загнал уникальные грузовики в самый угол стоянки своей транспортной компании. Машины простояли там несколько лет, их кузова стали ржаветь и гнить - в общем, товарный вид потерялся.
После того, как в 2007 году раллийные фанаты обнаружили этот ужасающий факт (на снимках со спутника!) и сделали его достоянием общественности, в Интернете началась настоящая компания за спасение легендарных грузовиков. Де Роой и DAF в срочном порядке объединили усилия и перевезли обе машины одному из дилеров голландской марки, где началась их реставрация. Работа была сделана довольно быстро и в конце 2008 года на презентации команды De Rooy Rally Team Ян проехал по кроссовой трассе за рулем восстановленного и сверкающего свежей краской «Быка»...
Не знаю, вернётся ли заводская команда на Дакар. Команда Де Роя крепко стоит на ногах и является фаворитом грузового раллийного спорта, но это другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий