А При Дороге: Споры вокруг рестриктора

3 марта 2016 г.

Споры вокруг рестриктора


На страницах ресурсов ралли "Шёлковый путь" вышел мой материал на тему устройства спортивного автомобиля, в нём речь идёт о сложившейся нынче спорной ситуации, связанной с рестрикторами. Выкладываю данный материал в ЖЖ, чтоб здешние мои читатели так е с ним ознакомились.

Устройство спортивного автомобиля довольно сложно, зачастую прототипы напоминают серийные автомобили только радиаторной решёткой, да фарами головного света. Многие технические решения в таких автомобилях строго ограничены регламентными требованиями, один из таких узлов – это система забора воздуха в двигатель, ограниченная рестриктором.

Сам по себе рестриктор представляет из себя шайбу с отверстием определённого диаметра, которая устанавливается перед воздухозаборником и ограничивает входящий поток воздуха в двигатель, тем самым как бы уравнивая возможности моторов по мощности. Но история знает некоторые случаи с фальсификациями команд в системе забора воздуха, за что некоторые из них были даже дисквалифицированы.

В мире ралли-рейдов на данный момент наметилась нездоровая тенденция в вопросе регламентации рестрикторов, об этой проблеме рассказал на одной из пресс-конференций наш прославленный пилот и штурман, заслуженный мастер спорта Константин Жильцов.

Продолжение под катом.



Константин Жильцов: «Сейчас достаточно сложный момент в вопросе с рестрикторами, связан он в первую очередь с тем, что у Международной Автомобильной Федерации (FIA), свои определённые технические требования к рестрикторам - ограничителям подачи воздуха. Часть соревнований, такие как «Дакар», «Шёлковый путь», проходят с участием технических требований FIA, но со своим собственным техрегламентом, который предусматривает свои цифры непосредственно для рестрикторов. Например, ралли «Шёлковый путь» и «Дакар» всегда регламентирую постоянный размер «шайбы» (рестриктора) 37 мм, а в установленном требовании FIA эта величина начинается от 36 мм.

Противостояние в вопросе с рестрикторами выросло из борьбы команд, выступающих на бензиновых и дизельных двигателях, каждая из них пытается установить шайбу с большим диаметром, для того чтоб получить преимущество в мощности.

(На самом деле, тут всё ещё запутанней. Для бензиновых двигателей есть 2 варианта: для полноприводных автомобилей диаметр рестриктора ограничен 36/37/38 мм соответственно по высоте. Для багги - 37,2/38/39 мм. Для дизеля безотносительно высоты рестриктор ограничен 39 мм для однотурбинных двигателей и 38 мм для двутурбинных. Для прототипных дизельных двигателей диаметр рестриктора ограничен 35 мм, у прототипных бензиновых – 32 мм. - Прим. Д.Б.)

Особенно большие трудности испытывают бензиновые двигатели на высокогорье, и поэтому в своё время было принято решение - рассчитывать величину диаметра рестриктора в зависимости от средней высоты на которой проходят соревнования, так на высоте 1000 метров диаметр регламентируется 36 мм, 1000-2000 м - 37 м, выше 2000 м – 38 мм. И вот с этого начались проблемы - все команды начали по своему мерить среднюю высоту (вообще – я не представляю себе, как можно корректно измерить среднюю высоту. -Прим. Д.Б.) Сейчас наступил момент, когда команды, использующие бензиновые двигатели, поставили условие о том, чтоб жестко прописать регламент, а не привязывать его к переменным величинам как средняя высота. В данный момент идёт разбирательство, а параллельно с ним проходит забастовка, началась она ещё с прошлого года, когда на ралли «Баха Португалия» не поехала большая часть профессиональных команд, они требуют постоянного увеличенного диаметра рестриктора.

В феврале было запланировано заседание ФИА, на котором чиновники от автоспорта должны были рассмотреть варианты: либо открыть диаметр рестриктора на 37 мм, или даже 38 мм, для бензиновых двигателей на всех соревнованиях, либо всё останется так как есть. К сожалению, обсуждение этого вопроса перенесли на март, и не факт, что в назначенное время его рассмотрят. Если в вопросе с рестрикторами ничего не изменится, то забастовка будет продолжаться до тех пор, пока всё это не разрешится.

Яркий представитель команд, выступающих на дизельных двигателях, немецкая X-Raid, в лице руководителя Свена Квандта, требует вообще увеличение диаметра отверстия в рестрикторе до 40 мм.

Это просто борьба команд, кланов, а сейчас ещё к этому подключится заводская команда Peugeot, выступающая на дизеле, и она так же начнёт диктовать свои условия. Это чисто, так скажем, политическая история. От решения данного вопроса так же зависит, увидим ли мы на проводимых этапах Кубка мира по ралли-рейдам некоторых пилотов листа приоритета FIA или они будут игнорировать данные соревнования».

От себя замечу, что плавающая величина ограничения диаметра рестриктора тянет за собой ещё одну проблему, перед каждым этапом, на котором произведена замена рестриктора, требуется полная перенастройка электронных мозгов двигателя, что очень трудоёмко. Вот поэтому команды и хотят принятия единого регламента на ограничение диаметра рестриктора, без всяких плавающих величин.

Благодарю Светлану Шахову за консультацию при подготовке статьи.
Денис Бушковский специально для группы Ралли "Шелковый путь"!
Понравилась статья? Кинь к себе на страничку:

1 комментарий:

  1. отлично!
    С большим интересом прочитали всем нашим автосервисом.

    ОтветитьУдалить